Карл Юнг о новогодней ёлке.
Новогодняя елка является Мировым Древом. Но, как наглядно показывает алхимический символизм, это также символ трансформации, символ процесса самореализации.
По мнению некоторых алхимических источников, адепт поднимается по Древу, и это очень древний шаманский мотив. Шаман в экстазе взбирается на Волшебное Дерево, проходя миры по порядку, чтобы достичь высшего мира, где он найдет свою истинную сущность. В процессе восхождения на Волшебное Дерево, которое является в то же время Древом Познания, он овладевает своим духовным миром.
Для глаз психолога, шаманская и алхимическая символика – это проецируемое представление процесса индивидуации. А о том, что эти образы опираются на архетипический фундамент, свидетельствует тот факт, что пациенты, которые не имеют ни малейших знаний о мифологии и фольклоре, спонтанно воспроизводят самые удивительные параллели с историческим символизмом Древа.
Опыт научил меня, что авторы подобных картин пытались выразить процесс внутреннего развития, независимо от их сознательной воли.
Г.Г. - Вашу концепцию Рождественской елки никоим образом не нарушает тот факт, что ее история начинается только с семнадцатого века?
К.Г. Юнг - Почему этот факт должен опровергнуть мое мнение о том, что Рождественская елка, которая в самую длинную и темную ночь в году символизирует возвращение света, является архетипической? Наоборот!
Путь Рождественской елки проходил в различных странах, и у нас эта традиция настолько быстро пустила корни, что большинство людей действительно считают, что это древний обычай. И это только еще одно доказательство, что он апеллирует к глубинам психики, к коллективному бессознательному, и значительно превосходит образ колыбельки, вола и осла.
Г.Г - В одной из ваших книг Вы замечаете, что люди украшают елку без знания того, что находится в основе этого обычая.
К.Г. Юнг - Это древний языческий обычай. Не только я использую это выражение, но и Церковь: "Omnis haec observatio est paganorum" (примерный перевод с лат. – "Всё это наблюдая у язычников"). Это говорится в старой папской декларации с упоминанием о том, что дома украшались зелеными ветками. Этот и подобные обычаи существовали, например, в язычестве. И Иоганн Конрад Даннхауэр, лютеранский теолог в Страсбурге, в середине семнадцатого века убеждал людей размещать в своих домах на Рождество украшенных кукол и свечи напротив ели. Эти старые богословы были не так уж неправы.
Г.Г - Теперь, когда вы прояснили ее глубинный смысл, следовательно, рост популярности новогодней или Рождественской елки должен радовать ваше сердце, как психотерапевта. Я могу предположить, что Вы согласитесь, что новогодние елки полезны - как мера психической гигиены?
К.Г. Юнг - Ваша догадка верна. Архетипы являются, так сказать, многими маленькими аппетитами внутри нас, и если с течением времени мы их не "кормим", то начинаются "урчания" и расстройства всего организма.
Новогодняя или Рождественская елка – это один из тех обычаев, которые являются пищей для души, пищей для внутреннего человека. И чем больше древних символов в них используется, тем более перспективными эти обычаи станут для нас в будущем.
Из книги "Юнг говорит" под редакцией Уильяма МакГуайра и Р.Ф. С. Халла.
Cкoплeниe Poждecтвeнcкaя Eлкa и cкoплeниe Cнeжинки (NGC 2264).